Как выбрать монитор (часть 1)
Есть части компьютера, которые работают незаметно пока не выйдут из строя. А есть те, что все время на виду и незначительный сбой в работе в буквальном смысле бросается нам в глаза. Речь сейчас идёт о мониторах. К выбору этой части рабочего (или игрового) места нужно относиться со всей строгостью и серьёзностью. При работе за компьютером мы почти непрерывно смотрим на его дисплей. Важно, чтобы монитор был качественным, показывал хорошо и глаза щадил. В этой статье попытаемся рассмотреть различные модификации мониторов и рассказать, как выбрать оптимальный вариант под конкретные задачи.
Мониторы внешне очень похожи, а цены разительно отличаются? Часто бывает так, что за внешним сходством скрываются довольно дорогостоящие различия. Нужно смотреть в документацию.
Типы матриц
От матрицы будут зависеть многие показатели – её роль в этом вопросе очень существенна. Наверняка многие слышали про качество передачи цвета и скорость отклика, а не только о цене.
Качество передачи цвета – описывает, сколь много различных цветов способен отображать дисплей. А также насколько реалистично у него это получается. Если хочется видеть реальные цвета и оттенки, с влиянием освещения и пр. модификаторов – компромисс в этом параметре недопустим. Он может портить впечатление от просмотра изображений – привычные предметы будут иметь непривычный цвет.
Время отклика матрицы – время, затрачиваемое матрицей на самые простые действия, например, изменение яркости конкретной точки. Особенно важно для игр, но и в фильмах бывает значимо. Неприятно, когда видеокарта справляется на все 100, но результату это не помогает – изображение плохое. Если в динамических сценах появляется смазывание изображения – это может означать, что скорость отклика недостаточно велика. Если минимальное время отклика матрицы не превышает 5мс, то можно надеяться на отсутствие подобных эффектов.
Контрастность – соотношение яркости двух точек, самой яркой и самой тёмной. Разные производители используют разные методы измерения. А учитывая и другие факторы – этот параметр сложно считать критерием оценки качества матрицы.
Углы обзора – указывают насколько можно отклониться (по горизонтали или вертикали) от «рабочей точки» и всё ещё видеть чёткую картинку. Это связано с устройством плоских мониторов и показатели у разных типов будут отличаться. Ясно одно, больше угол – удобнее пользоваться. Особенно ощутимо, когда хочется семьёй посмотреть фильм, а сидячие (или даже лежачие) места находятся в разных углах комнаты.
Чтоб разобрать существующее многообразие мониторов на группы (по типу матриц) и выбирать себе «друга» осознанно, нужно посмотреть таблицу характеристик. Все матрицы можно, несколько грубо, разделить на 3 типа.
Типы матриц | TN+film | IPS | MVA/PVA |
Стоимость | Низкая | Высокая | Высокая |
Время отклика | Низкое (хорошо) | Среднее | Среднее |
Углы обзора | Узкие | Широкие | Широкие |
Качество цветопередачи | Низкое | Высокое | Среднее |
Контрастность | Невысокая | Средняя | Высокая |
Особенности | «Битый» пиксель выглядит как яркая точка | Артефакты отображения черного при взгляде сбоку (фиолетовый оттенок); «Битый» пиксель выглядит как черная точка | «Битый» пиксель выглядит как черная точка |
К типу MVA/PVA в данной таблице также причислено несколько ответвлений от базовой технологии.
Полагаю, после просмотра таблицы многие пользователи уже могут самостоятельно сложить собственное мнение и определить тип матрицы, подходящий для их монитора, ориентируясь на личные нужды.
Самые распространенные TN+film матрицы доступны в цене – это для многих будет решающим фактором. У них хорошее время отклика, но остальные показатели критики не выдержат. Т.о. это или мониторы геймеров – чтобы играть без «размытости» в динамические игры, или бюджетный – офисной работы.
Более дорогие IPS и MVA/PVA – предлагают варианты с более высоким качеством. Это может быть выбором для дизайнеров и художников – требуется качественная цветопередача, важно видеть истинные цвета изображений. Или тех, кому важны хорошие углы обзора – нестандартное расположение монитора, особые рабочие места и пр.
Нужно дополнительно коснуться вопроса разновидностей двух последних типов матриц, упомянутого выше. У обеих есть варианты с отклонением в сторону бюджетных ПК и более дорогих, топовых сборок. К «бюджетным» можно отнести E-IPS и C-PVA – они приближены к ценовому диапазону матриц TN+film, но обладают лучшим качеством изображения. Т.о., для обычных домашних ПК именно E-IPS и C-PVA должны подходить более других. Профессионалам больше подойдут P-IPS и S-PVA с их высокими стандартами разрешения и цветопередачи.
И ещё один нюанс, предназначенный внести окончательную ясность. Матрицы могут иметь разного производителя. Типы MVA (Fujitsu) и PVA (Samsung) – они схожи принципом работы. С IPS чуток сложнее. Модификация S-IPS уже устарела и уступает рынок топовой P-IPS и бюджетной E-IPS модификациям из подвида H-IPS.
Размер дисплея
Те, кто довольствовался 13 дюймами рабочей поверхности, и наслаждался в компании 21- дюймового дизайнерского «телевизора» – знают, что размер имеет большое значение. И нужно сказать, что разница не всегда в приятную сторону. Тут и цена (при прочих равных) будет расти с размером диагонали, и дистанция до монитора должна увеличиваться (а у этого есть свои пределы и ограничения). Если нужно подойти к выбору экономно – придётся смотреть на более скромные размеры диагонали. Хотя не стоит вдаваться в крайности – 17 и 19 дюймов в цене почти не отличаются, а разница в два дюйма – будет ощущаться при каждом взгляде. Разработчики ПО, верстальщики и дизайнеры явно оценят наличие дополнительного рабочего пространства. Да и на разрешение это тоже может повлиять, что будет весомо для геймеров и любителей фильмов. Подытожим - минимальный вариант – диагональ в 19 дюймов.
Большинство пользователей сочтут оптимальным вариантом для работы и развлечений диагональ 21,5-22 дюйма. Среди такого размера есть модели подешевле, рассчитанные на нетребовательного потребителя. А вот 20ти дюймовые – не прижились.
И для любителей «больших игрушек» есть 24 дюймовые (и больше) диагонали. Сложно сказать, что это обычные мониторы – скорее уже телевизоры. Для любителей фильмов и игр это часто обоснованно – они могут совмещать в одном устройстве два развлечения. С одной стороны, как монитор для обычного пользования, с другой – широкий экран для зрелищ на досуге. Но не только им нужны большие диагонали. Профессионалам разного рода деятельности (дизайн и объёмное проектирование) часто необходим максимум обзора.
Промежуточный итог:
19 дюймов – экономный минимум предназначенный для нетребовательных пользователей.
22 дюйма – выбор большинства для работы и развлечений.
24 дюйма и более – специальные варианты для требовательных пользователей и профессионалов.
Продолжение данной статьи: "Как выбрать монитор (часть 2)"