Как выбрать монитор (часть 1)

Как выбрать монитор (часть 1)

        Есть части компьютера, которые работают незаметно пока не выйдут из строя. А есть те, что все время на виду и незначительный сбой в работе в буквальном смысле бросается нам в глаза. Речь сейчас идёт о мониторах. К выбору этой части рабочего (или игрового) места нужно относиться со всей строгостью и серьёзностью. При работе за компьютером мы почти непрерывно смотрим на его дисплей. Важно, чтобы монитор был качественным, показывал хорошо и глаза щадил. В этой статье попытаемся рассмотреть различные модификации мониторов и рассказать, как выбрать оптимальный вариант под конкретные задачи.

        Мониторы внешне очень похожи, а цены разительно отличаются? Часто бывает так, что за внешним сходством скрываются довольно дорогостоящие различия. Нужно смотреть в документацию.

        Типы матриц

        От матрицы будут зависеть многие показатели – её роль в этом вопросе очень существенна. Наверняка многие слышали про качество передачи цвета и скорость отклика, а не только о цене.

        Качество передачи цвета – описывает, сколь много различных цветов способен отображать дисплей. А также насколько реалистично у него это получается. Если хочется видеть реальные цвета и оттенки, с влиянием освещения и пр. модификаторов – компромисс в этом параметре недопустим. Он может портить впечатление от просмотра изображений – привычные предметы будут иметь непривычный цвет.

        Время отклика матрицы – время, затрачиваемое матрицей на самые простые действия, например, изменение яркости конкретной точки. Особенно важно для игр, но и в фильмах бывает значимо. Неприятно, когда видеокарта справляется на все 100, но результату это не помогает – изображение плохое. Если в динамических сценах появляется смазывание изображения – это может означать, что скорость отклика недостаточно велика. Если минимальное время отклика матрицы не превышает 5мс, то можно надеяться на отсутствие подобных эффектов.

        Контрастность – соотношение яркости двух точек, самой яркой и самой тёмной. Разные производители используют разные методы измерения. А учитывая и другие факторы – этот параметр сложно считать критерием оценки качества матрицы.

        Углы обзора – указывают насколько можно отклониться (по горизонтали или вертикали) от «рабочей точки» и всё ещё видеть чёткую картинку. Это связано с устройством плоских мониторов и показатели у разных типов будут отличаться. Ясно одно, больше угол – удобнее пользоваться. Особенно ощутимо, когда хочется семьёй посмотреть фильм, а сидячие (или даже лежачие) места находятся в разных углах комнаты.

        Чтоб разобрать существующее многообразие мониторов на группы (по типу матриц) и выбирать себе «друга» осознанно, нужно посмотреть таблицу характеристик. Все матрицы можно, несколько грубо, разделить на 3 типа.

Типы матриц TN+film IPS MVA/PVA
Стоимость Низкая Высокая Высокая
Время отклика Низкое (хорошо) Среднее Среднее
Углы обзора Узкие Широкие Широкие
Качество цветопередачи Низкое Высокое Среднее
Контрастность Невысокая Средняя Высокая
Особенности «Битый» пиксель выглядит как яркая точка

Артефакты отображения черного при взгляде сбоку (фиолетовый оттенок);

«Битый» пиксель выглядит как черная точка

«Битый» пиксель выглядит как черная точка


        К типу MVA/PVA в данной таблице также причислено несколько ответвлений от базовой технологии.

        Полагаю, после просмотра таблицы многие пользователи уже могут самостоятельно сложить собственное мнение и определить тип матрицы, подходящий для их монитора, ориентируясь на личные нужды.

        Самые распространенные TN+film матрицы доступны в цене – это для многих будет решающим фактором. У них хорошее время отклика, но остальные показатели критики не выдержат. Т.о. это или мониторы геймеров – чтобы играть без «размытости» в динамические игры, или бюджетный – офисной работы.

        Более дорогие IPS и MVA/PVA – предлагают варианты с более высоким качеством. Это может быть выбором для дизайнеров и художников – требуется качественная цветопередача, важно видеть истинные цвета изображений. Или тех, кому важны хорошие углы обзора – нестандартное расположение монитора, особые рабочие места и пр.

        Нужно дополнительно коснуться вопроса разновидностей двух последних типов матриц, упомянутого выше. У обеих есть варианты с отклонением в сторону бюджетных ПК и более дорогих, топовых сборок. К «бюджетным» можно отнести E-IPS и C-PVA – они приближены к ценовому диапазону матриц TN+film, но обладают лучшим качеством изображения. Т.о., для обычных домашних ПК именно E-IPS и C-PVA должны подходить более других. Профессионалам больше подойдут P-IPS и S-PVA с их высокими стандартами разрешения и цветопередачи.

        И ещё один нюанс, предназначенный внести окончательную ясность. Матрицы могут иметь разного производителя. Типы MVA (Fujitsu) и PVA (Samsung) – они схожи принципом работы. С IPS чуток сложнее. Модификация S-IPS уже устарела и уступает рынок топовой P-IPS и бюджетной E-IPS модификациям из подвида H-IPS.

        Размер дисплея

        Те, кто довольствовался 13 дюймами рабочей поверхности, и наслаждался в компании 21- дюймового дизайнерского «телевизора» – знают, что размер имеет большое значение. И нужно сказать, что разница не всегда в приятную сторону. Тут и цена (при прочих равных) будет расти с размером диагонали, и дистанция до монитора должна увеличиваться (а у этого есть свои пределы и ограничения). Если нужно подойти к выбору экономно – придётся смотреть на более скромные размеры диагонали. Хотя не стоит вдаваться в крайности – 17 и 19 дюймов в цене почти не отличаются, а разница в два дюйма – будет ощущаться при каждом взгляде. Разработчики ПО, верстальщики и дизайнеры явно оценят наличие дополнительного рабочего пространства. Да и на разрешение это тоже может повлиять, что будет весомо для геймеров и любителей фильмов. Подытожим - минимальный вариант – диагональ в 19 дюймов.

        Большинство пользователей сочтут оптимальным вариантом для работы и развлечений диагональ 21,5-22 дюйма. Среди такого размера есть модели подешевле, рассчитанные на нетребовательного потребителя. А вот 20ти дюймовые – не прижились.

        И для любителей «больших игрушек» есть 24 дюймовые (и больше) диагонали. Сложно сказать, что это обычные мониторы – скорее уже телевизоры. Для любителей фильмов и игр это часто обоснованно – они могут совмещать в одном устройстве два развлечения. С одной стороны, как монитор для обычного пользования, с другой – широкий экран для зрелищ на досуге. Но не только им нужны большие диагонали. Профессионалам разного рода деятельности (дизайн и объёмное проектирование) часто необходим максимум обзора.

        Промежуточный итог:

        19 дюймов – экономный минимум предназначенный для нетребовательных пользователей.

        22 дюйма – выбор большинства для работы и развлечений.

        24 дюйма и более – специальные варианты для требовательных пользователей и профессионалов.

Продолжение данной статьи: "Как выбрать монитор (часть 2)"