Как выбрать монитор (часть 2)
Начало данной статьи: "Как выбрать монитор (часть 1)"
Соотношение сторон
Важный критерий для выбора монитора на роль «домашний кинозал». Дело в том, что при просмотре видео широкоэкранного формата бывают (чаще в старых моделях) чёрные полосы вверху и внизу – неиспользуемая область. Для новых моделей наиболее характерно соотношение сторон 16:9 и 16:10. У них этих широких чёрных полос быть не должно, т.к. их соотношение подобно широкоэкранному формату – это означает максимальную большую картинку для этой величины экрана. Это обуславливает частый выбор мониторов с соотношением 16:9 для мультимедийных устройств. В то время как для стандартных офисных и пр. приложений больше подходит вариант 16:10 – немного больше «вертикального» места.
Классическое соотношение сторон 4:3 или 5:4 более подходит для решения подобных проблем – «высоты» ещё больше. При таком соотношении сторон экран почти квадратный, а при чтении длинных текстов приходится реже «прокручивать экраны» по вертикали. Но они имеют свои «минусы». Диагональ 20 дюймов – отметка после которой начинаются размеры (и цены) для профессионалов. И моделей с таким соотношением сторон в продаже становится всё меньше и меньше. Но есть же люди для которых «растянутые» мониторы не столь желанны.
Промежуточный итог:
4:3 и 5:4 – классика. Не «заточены» под просмотр фильмов, но для работы – великолепны, как и раньше.
16:9 – наиболее подходит для любителей фильмов (в широкоэкранном формате).
16:10 – наиболее подходят для офисного использования. Высота экрана чуть больше, чем у 16:9.
Разрешение дисплея
Интересно, скольким современным пользователям известно, что это за разрешение такое… В чём измеряется? Что обозначает? Раньше всё было просто 320*240, 640*480 и новые 800*600. Теперь такие величины чаще вызывают смех юнцов. Разрешающая способность указывает, сколько элементарных точек горизонтали и вертикали способен единовременно отобразить экран. Отсюда привязка к качеству изображения – чем больше точек на меньшую площадь, тем лучше должно быть итоговое изображение. Потому у современных пользователей даже 1024*768 не всегда котируется. А у мониторов с ЖК-дисплеями ещё больше сложностей с этим вопросом. Выясняется, что им сложно работать с «не родным» разрешением экрана и любой пересчёт изображения – минус к качеству картинки.
Коль так, то это нужно учитывать ещё до покупки. Нужно посмотреть, как на конкретном экране будет смотреться та или иная картинка, шрифт, элементы управления. Ведь точки точками, а читать 14тый шрифт на 15шке или 19шке – уже есть разница. Потому нужно понимать, что разрешение 1920*1080 может применяться и на диагонали в 21,5 дюйм и на 24 дюйма. С точки зрения информации – единовременно отображается одинаковое количество элементарных точек. А с точки зрения пользователя – размеры некоторых элементов управления или шрифтов могут быть неподходящими. Подобное было, когда на 15шке пытались ставить 1024*768 – картинка была довольно маленькой, надписи мелкими, а чтоб попасть по какой-нибудь кнопке нужно было секунду целиться. Такие неудобства отчасти решаемы – в операционных системах можно внести изменения в настройки. Поставить большие иконки, увеличить шрифты и пр. Но вот сторонние программы не всегда полностью поддерживают подобное масштабирование.
Кроме прочего, нужно обязательно учитывать возможности видеокарты – ей все эти точки нужно будет чем-то заполнять, часто, быстро и качественно. Любая динамическая игра с хорошей графикой будет испытывать качество взаимодействия этой пары (монитор – видеокарта).
Если говорить о вариантах – самым популярным будет 1920*1080 точек, т.к. он соответствует популярному видео формату Full HD 1080p. Вторым будет – 1366*768 точек, позволяющий смотреть HD-формат 720p.
Можно также условно разделить разрешения по распространённости среди различных соотношений ширины/высоты и размера диагонали экрана. Так для 19ти дюймовых 16:10 – это 1440*900 точек. Среднеформатные 21-22 дюймовки – 1680*1050 точек. Для диагоналей более 23 дюймов – 1920*1200 точек.
Промежуточный итог:
Мониторы с ЖК дисплеем «дружат» исключительно с «родным» разрешением экрана.
Во многих случаях разрешение будет зависеть от размера экрана и соотношения длин его сторон.
Если вам понравилось какое-то конкретное разрешение, но на каком-то конкретном мониторе оно воспроизводится «слишком мелко» - присмотрите монитор с большей диагональю.
Видео разъёмы
Бывает сложно пояснить неопытному пользователю, чем VGA отличается от EGA и CGA. Профессионалы и юные компьютерщики обычно знают, что такое DVI и HDMI. Но какая польза от наличия тех или иных портов и сколько их должно быть – понимают далеко не все. Между тем, от видеоразъёма будет зависеть качество передачи информации от видеокарты к монитору. А от их количества и разнообразия может зависеть возможность параллельного подключения нескольких устройств (например, ноутбука и компьютера или медиаплеера). Их количество и разнообразие будет зависеть от конкретной модели монитора. Ниже предоставлен список наиболее используемых разъёмов.
VGA – для передачи информации об изображении использует аналоговый сигнал, что может влиять на качество изображения не в лучшую сторону. Хотя многие пользовались им и были счастливы, но этот разъём – скорее дань уважения и залог совместимости с моделями предыдущих лет. Его наличие призвано гарантировать, что монитор можно будет использовать даже с «динозавром» (но не очень древним – выпускается с 1987 года).
DVI – для передачи информации об изображении использует цифровой сигнал. Считается самым распространённым и наиболее используемым в современных моделях. Вполне хорош при использовании с компьютером. Качество передачи информации на малых дистанциях – максимальное.
HDMI – имя (англ. – High Definition Multimedia Interface) говорящее само за себя. Предоставляет качество как DVI, но с поддержкой многоканальной передачи аудиосигналов. Это делает его очень хорошим вариантом для подключения аудио-видео аппаратуры к устройствам вывода.
DisplayPort – довольно «навороченный» разъём для цифровой передачи данных. Предлагает максимум для передачи аудио- и видео- информации и превосходит вышеупомянутый DVI, но встречается редко как в источниках, так и в устройствах вывода. Приобретение подобного «деликатеса» целесообразно исключительно в паре с таким же «продвинутым» компьютером.
SCART, S-Video, AV – аналоговые разъёмы, поставляются вместе с ТВ-тюнерами и акустикой. Применяются для взаимодействия с более ранними моделями телевизионных тюнеров, простенькими DVD-шниками и т.п. – в них отсутствуют более «мощные» разъёмы.
Промежуточный итог:
VGA разъём – гарант совместимости. Но при возможности, стоит пользоваться другими разъёмами.
Оптимальным для работы с компьютером считается разъём DVI, а DisplayPort – довольно избыточный (хоть и лучший).
Для мультимедийных целей рекомендуется наличие HDMI-разъёма.
Для устаревших моделей может пригодиться наличие SCART или S-Video.
Дополнение
Важно отметить, что кроме основных критериев, на которые мы обращаем внимание сразу же, есть дополнительные. Они бывают не столь важны для одних, но очень приятны для других…
Подставка – может очень радовать владельца! Приятно иметь возможность сменить положение дисплея в портретный режим или повесить над столом (используя VESA-крепеж). А если нужно отрегулировать высоту или изменить наклон экрана? Должен ли Ваш монитор предоставлять подобные возможности? Обратите своё внимание на документацию и фотографии претендента!
ТВ-тюнер – позволяет смотреть телевизионные программы через монитор. Как и телевизор требует нормальную антенну или подключение к кабельному ТВ. С ТВ-тюнером в комплекте идут акустика и пульт ДУ.
Акустика – как правило, используется лишь для крупных мультимедийных вариантов с соотношением сторон 16:9. Подобные модели предполагают обязательное наличие встроенных динамиков – фильмы ведь смотреть.
USB-разъем – очень полезное дополнение к монитору. У офисных моделей - это USB-хаб, позволяющий подключать дополнительные устройства. Его наличие бывает особенно приятным, если USB порты системного блока заняты или труднодоступны. У мультимедийных – это возможность чтения фильмов, музыки или фото напрямую с USB накопителя. Очень удобно, когда один компьютер используется с парой мониторов – один можно «отдать» жене посмотреть сериал, а самому продолжать заниматься своим делом.
Поддержка 3D – возможность работы с 3D графикой. Всё большему количеству пользователей хочется смотреть популярное 3D в домашних условиях. А так – обзавёлся специальными очками, монитором с возможностью выдавать 120Гц и жуй пирожки дома да смотри фильмы, как в кинотеатре.
LED-подсветка – один из вариантов подсветки матрицы. Почему один из? Потому, что есть выбор: использовать подсветку светодиодами (LED) или флуоресцентными лампами (CCFL). Первый вариант – монитор тоньше и потребляет меньше энергии, а второй – дешевле (при прочих равных).
Наличие сенсорной панели – возможность интуитивно управлять приложениями. Подобные возможности могут быть особо приятны при рисовании или в играх.
Подведём итоги
Статья условно разделёна на подразделы, заканчивающиеся промежуточными итогами. В них содержатся конкретные рекомендации по разделу.
Тут попробуем собрать всё в единое целое. Выбирать нужно начиная с типа матрицы – это сразу обусловит многое. Если есть возможности выбирать «получше», то пусть это будет матрица IPS или MVA/PVA типа – монитор берётся не на полгода и его качество - не последний критерий выбора. Если же выбирать «подешевле», тогда обратите своё внимание на TN+film, E-IPS, C-PVA типы. Последние два получают всё большую популярность, при относительно не большой стоимости.
После выбора матрицы нужно определиться с соотношением сторон и подобрать подходящее разрешение – в зависимости от предназначения монитора. Это даст ясность относительно доступных для выбора диагоналей.
Остаётся удостовериться в наличии нужных дополнительных возможностей, удобстве подставки и пр.
И пусть Ваш монитор радует Вас!